Главная
Новости
Полезные статьи


Секреты поиска, подбора и удержания квалифицированного персонала

Самая большая проблема

Самая большая осознанная проблема сегодняшнего дня, наличие которой признают абсолютно все руководители бизнеса и власти - проблема поиска и подбора квалифицированного персонала. Невозможно передать, какое количество нервов, денег и бессонных ночей потеряно руководителями в безуспешных попытках развязать этот гордиев узел. И самостоятельно, и с помощью внешних специалистов... а выхода как не было, так и нет. И глядя в недалекое будущее можно уверено прогнозировать, что ситуация на рынке персонала будет только ухудшаться. Тренд стремительно падает вниз.

В международной практике "проблема персонала" обусловлена существованием следующих причин:

  1. изначально неправильно организованный процесс поиска и отбора персонала;
  2. неправильная система управления;
  3. неправильная система мотивации, которая не стимулирует сотрудника оставаться приверженным целям организации в течение длительного времени.

Поиск и подбор персонала

Здесь "область желаемого" и "область реального" отличается как небо и земля. Мы хотим, чтобы в наших компаниях работали энергичные, замотивированные и радостные сотрудники, а на самом деле в коллективе таких только единицы. А про тех, кто приходит на собеседования можно только плакать...

Человеческая психология устроена таким образом, что все успешные события мы связываем с собой, ответственность же за неудачи стремится переложить на других. Хорошо помня об этом, наши зарубежные коллеги сформулировали проблему так называемого "ленивого руководителя". И наличие "проблемы персонала" они целиком и полностью считают следствием "ленивого" руководства. Также необходимо согласиться с тем, что 90% руководителей находятся в зависимости от ежедневного тушения пожаров и невозможности сконцентрироваться на самых приоритетных и самых важных задачах бизнеса. И, соответственно, вопрос персонала выпадает на второстепенные позиции.

Но давайте все же взгянем на признаки "ленивого" руководителя:

  • я хочу найти людей, уже умеющих делать задачу в 10 раз лучше, чем обычный исполнитель.
  • я хочу, чтобы ко мне пришли люди, умеющие хорошо и ответственно продавать, управлять, мыть, шить, точить и т.д. и заработали для меня денег.
  • я не хочу заниматься обучением и самообучением.
  • я не хочу строить систему мотивации, которая будет учитывать не только финансовые аспекты, но и нематериальные способы удержания сотрудников.
  • я знаю все, я уже все пробовал, ничего не работает.
  • я не признаю того факта, что это я отвечаю за все, что происходит в моей организации.

Управление организацией - титанический труд. Но он становится намного легче, когда руководитель имеет четкие и понятные критерии и инструменты для достижения той цели, которая ему необходима. Это означает, что лучше взять обычных людей и вырастить из них хороших сотрудников, приносящих компании реальные деньги. Но чтобы обучить сотрудников, необходимо самому обладать набором управленческих компетенций.

Правильный менеджмент

Как правило, в любой организации, знает об этом руководитель или нет, существуют две внутренние системы управления: формальная и неформальная, и в обеих есть те, кто руководит. В формальной системе управления - это руководитель, в неформальной системе - это неформальный лидер. Им может быть кто угодно - менеджер, секретарь, охранник... Для того, чтобы компания стала по настоящему успешной, руководитель должен стать и неформальным лидером одновременно.

В высококонкурентных организациях - система формального и неформального управления совпадает. Руководитель в такой организации является не только номинальным руководителем, но и неформальным лидером, и создает единую систему управления в компании вокруг себя. Именно поэтому мы говорим, что правильное управление людьми способно в десятки раз увеличить продуктивность работы каждого сотрудника, работающего внутри высокоэффективной организации.

Мотивация

Проблема с персоналом - это боль всех компаний, которые находятся на переходном этапе своего развития. Все успешные компании построены на принципах открытых систем. Этот принцип предполагает стопроцентное принятие того факта, что успех бизнеса зависит в большей части от сотрудников компании, а не от продуктов, услуг, технологий и т.д. Если сотрудник довольный, хорошо себя чувствует и улыбается - он создает для компании прибыль. От того, в каком состоянии находится персонал - зависит итоговая продуктивность и доходность всего бизнеса.

При этом руководители переходных компаний, к которым относится подавляющее большинство российского бизнеса, переоценивают значимость финансовых способов мотивации. Руководители таких компаний являются заложниками своих "хороших" сотрудников. Это происходит от того, что сотрудник, "сделавший себя сам", не чувствует обязанности отплатить добром за добро, и останется преданным только себе. И только ищет удобного случая, чтобы чего-то потребовать (надбавка, премия, отпуск).

Существует секрет высококонкурентных компаний - в успешных компаниях намного проще удержать лучших сотрудников, чем худших. Лучших интересуют высокие материи (ценности, отношения, миссия организации), остальных интересуют только деньги. Приверженные сотрудники в 10 раз повышают свою продуктивность и производительность. Чтобы иметь лучший персонал, надо самому стать лучшим неформальным лидером своего бизнеса.

Владимир Турман, дир. компании Thurman Consulting,
декабрь 2011 г.