Маркетинговый план

Маркетинг представляет собой процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей, результатом, которого является Предоставление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли.

При разработке плана маркетинга необходимо обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активное воздействие на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качество товара, реклама, сервис, цена и т.д.). Следует показать, что предприятие способно довести свой продукт до потребителя.

План маркетинга включает в себя большое число вопросов, требующих детальной проработки при подготовке бизнес-плана. Однако не стоит все детали маркетинга включать в официальный вариант бизнес-плана. В данном разделе целесообразно изложить Основные (наиболее интересные) моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана.

Маркетинговый план должен содержать следующие разделы:

В бизнес-плане необходимо обосновать выбор тактики конкуренции предприятия в условиях конкурентного рынка. Содержание этого раздела в значительной степени основывается на исследовании деятельности конкурентов и сравнении ее с деятельностью компании - разработчика (заказчика) бизнес-плана.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных SWOT - анализа. При этом рассматриваются преимущественно факторы, отражающие уровень конкурентоспособности товара. По результатам анализа отмечаются преимущества и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности, как предприятия, так и основных конкурентов; выявляется наиболее конкурентоспособный товар на данном рынке, который можно использовать в качестве товара-образца при оценке конкурентоспособности товара предприятия.

Оценка конкурентоспособности продукции и услуг осуществляется посредством расчета интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара на основе совокупности нормативно-производственных, потребительских и экономических параметров изделий при сравнении с товаром-образцом.

Необходимо определить, кто является потребителем продукции компании (товаров и услуг) и кто может стать им в будущем. Для этого необходимо определение рыночной структуры. Средством дифференциации рынка на основе изучения и учета индивидуальных потребностей каждой группы покупателей выступает сегментация - разделение рынка на схожие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться определенные товары и комплексы маркетинга.

Спрос представляет собой платежеспособную потребность. Он изучается на различных уровнях. Можно определить спрос: на конкретные виды товаров; на товары данной фирмы; на товары данной отрасли; всего внутреннего рынка; в региональном разрезе. Задача определения потенциала рынка довольно трудна. Она решается при помощи проведения полевых и кабинетных маркетинговых исследований, а также посредством использования различных методов прогнозирования с учетом существующих тенденций.

Для обоснования цены необходимо оценить спрос на продукт (товар или услугу) в зависимости от изменения цены, оценить издержки и возможности их снижения, оценить цену с точки зрения ее достаточности для покрытия затрат в расчете на единицу продукта, провести анализ цен конкурентов на аналогичную продукцию, оценить влияние цен конкурентов на ценовую политику предприятия, выявить причины различий с ценами конкурентов, проанализировать цены на замещающие продукты/услуги, указать на наличие/отсутствие ценовых ограничений (например, государственного регулирования).

Основой описания стратегии маркетинга (стратегии продвижения) является сегментация рынка и отбор целевых рынков. Для каждого целевого сегмента разрабатывается своя стратегия маркетинга с учетом позиций конкурентов в данном сегменте. При этом излагаются общие направления, а также стратегии внутри каждой составляющей комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой и политики). В зависимости от характера спроса, имеющего место на рынке, различают следующие типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий маркетинг. В данном подразделе в систематизированном виде целесообразно представить стратегии, разрабатываемые внутри каждой составляющей комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики).



Для того, чтобы самостоятельно разрабатывать бизнес-планы, Вы можете записаться на обучающий семинар по основам разработки бизнес-планов: